Deprecated: Function split() is deprecated in /home/t/tkregionru/perfontana/public_html/netcat/full.php(105) : eval()'d code on line 1
Клуб GAZ Volga Siber: новый автомобиль ГАЗ Волга Сайбер (Сибер) - статьи, обзоры, отчеты, отзывы, сравнения...
Последние новости:

SiberFest³-2017: IX ежегодный всероссийский слёт сайбероводов скоро!

Друзья, долгожданное для каждого владельца Volga Siber основное мероприятие этого лета уже совсем скоро! Не верится, но вот уже девятый год сайбероводы из разных регионов страны спешат на клубный слёт за новыми впечатлениями, опытом и знакомствами (и просто отдохнуть от суеты в отличном месте и прекрасной компании). У вас есть Сайбер и нет неотложных планов на середину июля? Нажмите и узнайте, почему SiberFest³-2017 - уникальное мероприятие, а его посещение запомнится на долгие годы. Присоединяйтесь, столько Сайберов не встретишь больше нигде!

29.05.2017 15:25

SiberFest-Q: VIII ежегодная встреча сайбероводов уже скоро!

Самое ожидаемое среди сайбероводов событие этого лета состоится, несмотря ни на что! Восьмой год подряд Сайберфест становится главной площадкой для личного знакомства и общения владельцев Volga Siber из разных уголков нашей страны. Клубчане со стажем приурочивают ежегодный отпуск к долгожданному мероприятию, откладывая домашние и дачные дела. Ну а мы опять готовим комфортные условия для слёта. Присоединяйтесь и Вы, такого количества Сайберов сразу не встретить больше нигде!

14.05.2016 18:40
Все новости

Производство Volga Siber: завод ГАЗ своими глазами

Администрация Клуба благодарит за помощь в подготовке данной статьи начальника Управления маркетинговых коммуникаций Дивизиона «Легковые автомобили» Марию Киселеву.


Наступления зимы мы ждали с особым нетерпением: на начало декабря назначена наша поездка на ГАЗ. Рабочий день закончен, машина заправлена, фото- и аудиоаппаратура готова. На навигаторе задаём пункт назначения: Нижний Новгород, Автозаводский район. Маршрут проложен, боевой расчёт на местах. В добрый путь! Покидаем просторы южного Подмосковья, бросив мимолётный взгляд на неспешно несущую воды под автомобильным мостом Оку. Следующая встреча с ней будет уже в Нижнем, на родине ГАЗ. Когда-то река была главной транспортной артерией из Московии в Поволжье, теперь же – лишние сто километров на авто не только не в счёт, но и экономит драгоценное время.

… Тихо стелется под колёсами узкая полоска шоссе, по услужливой подсказке компьютера скидываем скорость в населенных пунктах, коими изобилует вся трасса М7 (за исключением роскошной владимирской объездной с ограничением в 110 км/ч). Привычно наслаждаюсь отточенной управляемостью чистокровного японца из Хиросимы – Mazda 6 2.0 AT. Но в этот раз стараюсь запечатлеть все оттенки поведения автомобиля – как ни крути, скоро, сознательно или невольно, я буду сравнивать его с Volga Siber. Тем более что комплектации очень похожи – 141 л.с., тоже четырёхступенчатый автомат и кожаный салон. Искренне радея за новинку ГАЗ, в душе надеюсь, что и японец не посрамит марки. Подходит к концу шестой час дороги, и мы уже на Московском шоссе. Здравствуй, Нижний! Город гостеприимно встречает наш экипаж пустыми улицами, и так и не сравнив нижегородские пробки с московскими, проезжаем вдоль обширной территории завода. Минуя главную проходную ГАЗ, заодно прикидываем место для завтрашней парковки. Но это завтра, а сейчас – в гостиницу и спать!

Утром нового дня из контрольного звонка организатору нашего визита, менеджеру по рекламе управления маркетинговых коммуникаций Дивизиона «Легковые автомобили» Анатолию Шпакову, уточняем программу: сначала идём на завод, потом тест-драйв. Если тестовая Volga Siber подождёт до вечера, заодно проверим и свет фар, который, по отзывам, должен оказаться совсем неплохим. Итак, едем!

А вот и ГАЗовская полуторка на постаменте у главной проходной. Мы же идём в автосалон «Группы ГАЗ» при заводе, где нас уже встречает группа сопровождения. Знакомимся со всеми лично, попутно бросив взгляд на отливающих металликом ярких красавцев, замерших на подиумах. Весь спектр легковой и пассажирской продукции «Группы ГАЗ» представлен, на лобовом стекле каждого Volga Siber – снежинка с новогодней ценой. Мы ещё вернёмся сюда перед тест-драйвом. А сейчас грузимся в ожидающий экскурсионный Maxus и направляемся на территорию завода... На немой вопрос – почему не пешком, получаю ответ, что скоро увижу сам. И действительно, после КПП на проходной с обязательно проверкой документов и салона, понимаю – пешком такие расстояния осилить можно разве что по дороге на работу и обратно. Ещё бы – территория завода простирается на 388 га, целый город в городе! И мы катим по его улочкам к начальной точке нашей программы – цеху сварки.

Инструктаж по технике безопасности на производстве Volga Siber
Защитные очки обязательны! Директор по производству Volga Siber Андрей Слепушкин проводит инструктаж по технике безопасности.
Цех сварки кузова Волги Siber
Пространства цеха сварки Volga Siber огромны. Проход ограничивают белые линии.

Театр начинается с вешалки, а наш визит – ещё и с обязательного инструктажа по технике безопасности. Забегая вперёд: мы ещё не раз убедимся, что ей здесь уделяется огромное внимание. При этом система налажена так, чтобы минимально мешать производственному процессу. Поэтому, сменив зимние вещи на заводскую спецодежду (со светоотражающим логотипом Siber на спине), получаем защитные очки и знакомимся с директором производства Volga Siber Андреем Слепушкиным и начальником цеха сварки Евгением Моисеевым. Вняв краткому курсу молодого бойца по ТБ, наконец вступаем в производственную зону. И пройдём мы её «Путинским маршрутом», о чём не без гордости в дальнейшем напоминали наши экскурсоводы с ГАЗ.

Рабочее место оператора манипулятора в цехе сборки Волги Siber
Рабочее место оператора манипулятора. Роль персонала сводится к контролю работы роботов и подаче заготовок.
Стенд с информацией о технологических операциях в цехе сварки Волги Сайбер
Рядом с каждым постом находится стенд: перечислены плановые показатели, типовые дефекты, защитные принадлежности.

Производство не покажется необычным человеку, который хоть раз бывал на любом западном производственном предприятии. Широкие проходы для подвоза запчастей очерчены белыми линиями – дорожная разметка. Сварочные роботы в железных клетках с характерными «гидравлическими» звуками манипулируют деталями кузова, соединяя их воедино.  Роль рабочих сводится к подаче заготовок и контролю параметров работы. Рядом с каждым рабочим местом есть щит с подробными наглядными инструкциями, касающимися всех аспектов технологических операций. Директор производства как бы в шутку заметил, что изучения этих материалов вполне достаточно даже неподготовленному человеку, чтобы качественно выполнять работу. Детально описан не только порядок работы, но и типовые дефекты, нюансы, требующие отдельного внимания. И перечень необходимого инвентаря и средств защиты, разумеется. Переборов соблазн приложить руку к производству Volga Siber, мы довольствовались демонстрацией контроля автомата за человеком – стоит лишь пересечь красную линию вблизи от агрегатов, как загорается красная лампа и механизм замирает. При входе же в клеть к роботам открытие двери разрывает цепи управления, что гарантирует безопасное нахождение рядом с манипуляторами.

Промежуточный этаж: здесь детали кузова Volga Siber перемещаются по цеху сварки
В процессе сборки будущий кузов Volga Siber перемещается на подвесной тележке по промежуточному этажу.
Подъём кузова Волги Siber на промежуточный уровень автоматизирован
Тележка играет и роль лифта, перемещая кузов между уровнями.

Зато в каждом помещении и в переходах между цехами на видных местах размещены огромные плакаты с призывами делать Siber лучше. Лозунги внешне напоминают творения советских времён, но их содержание апеллирует уже не к партийно-коммунистическим ценностям, а к сознательности работников. Впрочем, она и так на высоте – ведь на места на производстве Volga Siber был достаточно серьёзный конкурс. Весь персонал прошёл обучение и аттестацию под контролем западных партнёров, многие стажировались за рубежом. Бороться есть за что – средняя зарплата рабочих на конвейере Volga Siber выше, чем на других участках производства ГАЗ. Да и просто работать на современном высокотехнологичном производстве очень интересно. Об уровне автоматизации можно судить по факту – к рождению кузова Volga Siber причастны всего 102 человека, хотя счёт операциям идёт на тысячи. Наверное, поэтому заметно, что средний возраст коллектива здесь далёк от пенсионного – это как раз тот случай, когда образованность молодых бывает полезнее опыта поколений.

Конвейер в сварочном цехе на производстве Волги Сайбер
Со службного уровня открывается отличный вид на конвейер с кузовами Volga Siber.
Роботизированная линия: манипуляторы собирают детали кузова Volga Siber
С другой стороны манипуляторы ловко собирают из заготовок кузовные детали для Сайбера.

Цех сварки занимает два уровня. Сваренные внизу детали идут вперёд по конвейеру, а вот этаж, который мы сначала приняли за второй, оказался промежуточным – как раз по нему на подвесных рельсах полуфабрикаты кузовов и передаются дальше. Ну а мы облюбовали его для фотосъёмки – отсюда очень удобно наблюдать за процессом, выбирая интересные моменты. Правда, отсутствие штатива и огромные размеры цеха в совокупности с приглушённым светом потребовали определённой сноровки для получения интересных кадров. Суета роботов, которые словно случайно не задевают друг друга лапами манипуляторов, всплески искр, новогодними фейерверками вылетающих там и тут – такое не впечатляет разве что наших экскурсоводов. Впрочем, и они признались, что не отказывают себе в удовольствии понаблюдать за чётко налаженной работой. Так что к списку ценностей, за которыми можно наблюдать вечно, можно смело добавлять и танцы роботов на сварке и сборке Volga Siber.

Искры от манипуляторов, сваривающих кузов Волги Siber
Тихо вспыхивающие фонтаны искр украшают процесс производства кузова Volga Siber.
Роботы обмениваются деталями Волги Сайбер между собой
Роботы с удивительной скоростью скользят по направляющим, ловко передавая друг другу детали без участия человека.

В цехе сварки трудится 28 механизмов: роботы японской фирмы NACHI и немецкой KUKA. Название последней созвучно с английским «cooker», пекарь. Наглядным подтверждением сходства является виртуозность, с которой они «выпекают» детали, словно горячие пирожки. Под контролем KUKA этот сложный участок и запущен в эксплуатацию. Вложения в современные технологии оправданны: ГАЗ не понапрасну гордится технологическими линиями Volga Siber – их универсальность позволяет собирать практически любой легковой автомобиль. Не лишней такая гибкость будет и при производстве Сайбера – ГАЗ не собирается стоять на месте, и Volga Siber подвергнется рестайлингу. Увы, подробности пока неизвестны.

Участок ручной сборки мелки деталей кузова Volga Siber
На участке ручной сварки мелких кузовных деталей тоже используются механизмы.
Кузов Волги Siber с приваренными боковинами
Застать момент сварки боковин и днища Volga Siber сложно: всю операцию манипуляторы выполняют за несколько секунд.

Беседуя, мы прошли мимо участка, который всё-таки требует присутствия людей – в полуавтоматическом режиме здесь осуществляется сварка мелких узлов. Нагрузка на него невелика, поэтому использование полноценных роботов хотя и возможно, но нецелесообразно.

Все операции по сборке Волги Сайбер фиксируются в технологической карте
Поперечины кузова установлены: прежде, чем кузов пойдёт дальше, работник вносит запись в сопроводительный документ.
Бронзирование сварных швов на кузове Volga Siber
На участке бронзирования на сварочные швы кузов Volga Siber напыляют бронзу; здесь установлена дополнительная система вентиляции.

Момент, который заметен не сразу – это акустический комфорт на всех участках. Казалось бы, заводской цех – место, где постоянно что-то должно гудеть, стучать, греметь. Ожидания не сбываются – тишина не абсолютная, однако голос повышать не приходится. Пошутили, что для сокращения расходов ГАЗ может сэкономить на освещении и вентиляции – действительно, роботам они ни к чему. В отличие от рабочих – в их отношении ГАЗ соблюдает все требования трудового законодательства. Мы, правда, от заводской столовой отказались в пользу удовлетворения любопытства. Заодно задержали обед нескольких тружеников – специально для нас пустили линию, на которой к днищу кузова приваривают боковины и поперечные усилители крыши.

Нанесение номера кузова Волги Siber
На кузов Сайбера пневмоинструментом наносится уникальный номер - это одно из немногих шумных мест в цехе.
Карта сборки автомобиля Волга Сайбер
В процессе движения кузова Volga Siber по конвейеру его сопровождает карта сборки автомобиля.

Поднимаемся на второй этаж. Здесь уже присутствует конвейер в его традиционном понимании – лента с теперь уже узнаваемыми силуэтами Volga Siber. Сначала они проходят напыление бронзы на сварочный шов в специальной камере с мощной вентиляцией. Следующий этап – нанесение номера кузова. Каждый кузов уже сопровождает карта сборки автомобиля – эдакое портфолио, по которому можно проследить всю историю производства машины. Затем – навеска дверей, подгонка замков, контроль зазоров. Здесь же организован небольшой склад запчастей. Из-за океана кузовные детали приходят в металлических каркасах упакованными в полиэтилен – 20 штук в ящике. Говорят, бывают и повреждения: всё же морское путешествие длиною в месяц – не поездка в лифте. Но поставщик в Детройте без проволочек меняет некондиционный товар. Нам увидеть этого не удалось, так как детали с повреждениями отбраковываются до поступления на конвейер.

Проверка формы двери Volga Siber
Приспособление для проверки геометрии дверей Волги Siber.
Эталонный кузов Волги Siber для проверки геометрии
Контрольный образец используется в качестве эталона для проверки геометрии собранного кузова Сайбера.

На полу за колонной лежит будто забытый кузов. Оказалось – не брошенный, а наоборот, специально отобранный контрольный образец. В подтверждение идём в отдельное помещение внутри цеха - лабораторию измерения геометрии кузова. Первое впечатление – тут работают не инженеры, а медики – настолько тихо и чисто, поневоле ищешь коврик, чтобы вытереть ноги. На стене – фото Владимира Владимировича в лаборатории. Каждую смену здесь проверяется геометрия кузова Volga Siber, взятого прямо с конвейера. Щуп на направляющих рельсах бесшумно снуёт вдоль линий кузова, замирая над некоторыми точками. На дисплее прорисовывается трёхмерная цифровая модель кузова. В памяти системы хранятся компьютерные модели оптики, бамперов, кузовных деталей – можно заранее предсказать, какими будут зазоры, и вовремя внести изменения в работу линии. Узнаём, что в Volga Siber допуски кузовных деталей были уменьшены до 1,5 мм против 2,5 мм у Sebring’а. Мелочь, а приятно! И действительно, щели в палец толщиной, как на экземпляре Volga Siber, выставлявшихся в конце лета в Крокус-Экспо, остались в прошлом.

Фото Путина в лаборатории измерения кузовной геометрии Волги Сайбер
В лаборатории измерения геометрии кузова: работники ГАЗ не забывают о визите Путина на производство Volga Siber
Параметры кузова Волги Siber измеряются на специльном стенде
Ультразвуковой щуп бесшумно перемещается между сотнями контрольных точек на кузове автомобиля.

На заборах ограждений висят прозрачные карманы с металлическими полосками. Директор производства поясняет – это результаты испытания точек сварки по разным параметрам. Контроль регулярно производится по технологии, разработанной ГАЗ, итоги измерений обозначены на каждом из образцов.

3D-модель автомобиля Volga Siber формируется на мониторе
По результатам измерений на дисплее возникает точная трёхмерная модель кузова Volga Siber, с помощью которой легко контролировать допуски и зазоры.
Качество сварки Волги Siber контролируют по специальной методике
Сварные соединения регулярно проверяют на разрыв по разработанной ГАЗ методике, контрольные образцы берут прямо с конвейера.

С новой поставкой иногда меняются характеристики деталей, в работу сварочного оборудования вносятся изменения – нужна постоянная обратная связь. Для этого инженер по качеству на отдельном участке проверяет 3-4 кузова в сутки ультразвуковым дефектоскопом. На стенде – перечень сотен контрольных точек, основные дефекты с фотографиями. В случае выхода за пределы допусков ключевых параметров сварных соединений последовательно проверяются все кузова с момента предыдущей проверки. Так можно гарантировать, что некондиционный кузов не выйдет даже из цеха сварки. Ну а в обычном режиме данные о несоответствиях накапливаются, на их основании специалисты ГАЗ подстраивают оборудование, компенсируя отклонения.

Стенд проверки качества сварки Волги Сайбер
Почти собранный кузов Siber'а проходит ещё один контроль качества сварных швов перед отправкой в цех окраски.
Измерение качества сварных швов готового кузова Volga Siber ультразвуковым дефектоскопом
По результатам измерений ультразвуковым дефектоскопом можно оперативно скорректировать настройки сварочной линии.

Наконец, готовые кузова отправляются далее, в цех покраски. Рассказ о нём будет кратким – нас туда не пустили. Святая святых, этот участок не для посторонних – здесь поддерживается идеальный порядок, мощная вентиляция создаёт избыточное давление, чтобы обеспечить абсолютную чистоту воздуха. Кузова грунтуют, наносят 2 слоя базовой эмали краски, покрывают лаком. Покрытие сушится при температуре 130 градусов в течение 40 минут, затем блестящие кузова попадают в цех сборки по внутренней галерее, минуя улицу. Тоже следуем туда – выделенный для нашей группы Maxus оказался как нельзя кстати. И как раз застаём момент, когда кузова сменили цвет – вслед за белоснежными Arctic Ice спешили благородно-чёрные Hollywood Black.

Двери Волги Siber снимают перед началом сборки салона автомобиля
С пришедших из цеха покраски готовых кузовов Volga Siber первым делом снимают двери, чтобы не мешать сборке салона
В цехе сборки двери Волги Сайбердвижутся по промежуточному техническому этажу
Далее двери движутся по промежуточному уровню вплоть до конца конвейера, каждая из них вернётся именно на тот Siber, с которого была снята.

Внутри нас уже ждёт начальник цеха сборки Алексей Николенко. Конвейер здесь организован в виде буквы «П» - с одной стороны в цех сверкающей кавалькадой заходят прибывшие из покраски кузова, с другой – собирается остальное оборудование: двигатель, трансмиссия, подвеска, выпускная система. Кстати, последняя уже локализована. Но встретятся две ленты конвейеров позже, а первым делом свежевыкрашенные кузова лишаются дверей – при сборке они только мешают. Оказывается, это стандартное производственное решение. Двери поднимаются наверх и следуют по техническому этажу вплоть до конца сборки. Автоматизированная система управления проследит, чтобы они попали именно на тот Siber, с которого их сняли.

Лента конвейера только кажется непрерывной – на самом деле она состоит из плотно состыкованных платформ, по одному кузову на каждой. Пока машина не встала на колёса, её кузов ниже, чем у болидов F1. Для удобства сборки он приподнят над платформой на оранжевых металлических стойках. Лента постоянно движется, проходя мимо каждого рабочего места за несколько минут – этого достаточно, чтобы сборщики успели выполнить все необходимые операции. Первым делом в пока пустых кузовах прокладывается электропроводка, чтобы уже затем сверху уложить шумоизоляцию.

Прокладка электрической проводки внутри кузова Volga Siber
При сборке салона сначала прокладываются жгуты электропроводки; крылья Волги Siber закрывают от случайных повреждений.
Установка торпеды на Волгу Siber
Затем в Сайбер устанавливают торпеды; линия их сборки расположена в соседнем помещении.

Навешивается оптика. Поставщик выбран отечественный, тем более, что форма фар Volga Siber отличается от Себринговской. В кузова устанавливают «торпеды». По ходу движения мы заглянули и в цех, где их собирают и готовят к установке. Сейчас на конвейер идёт по-прежнему панель с декоративной накладкой под дерево, но буквально на днях на смену им придёт более симпатичная – под карбон/алюминий. Задаю вопрос: почему нельзя начать локализацию с замены пластика салона, да и убрать заодно разметку в милях с кругляша спидометра. Увы, не всё так просто. В условиях кризиса ГАЗ вынужден метаться меж двух огней – приемлемая цена (которая напрямую зависит от пока небольшого объёма заказа) или достойное качество. У сегодняшних поставщиков уровень брака составляет порядка 50 ppm (parts per million, деталей на миллион), будет ли он лучше у других – под вопросом. Ну а пока получается, что самое верное решение – не спешить.

Подготовка заднего стекла Volga Siber к установке
Манипулятор наносит клей по контуру заднего стекла Volga Siber, затем второй робот вклеит его в кузов.

Идём дальше. Кузова с установленными внутренностями остекляют. По технологии, крышка багажника при установке открыта под определенным углом. Вклейка стёкол полностью автоматизирована – вот по периметру стекла одна механическая рука наносит клей, другая подхватывает стекло присосками и устанавливает в кузов. Раз – и готово. Следующий! Вообще, роботы-манипуляторы в цехе сборки трудятся, но их заметно меньше, чем на сварке – чаще работникам помогают механизмы и инструменты.

Дефектный радиатор Волги Siber
При выявлении брака детали откладывают на отдельный стол - теперь ими займётся отдел контроля качества.
На бракованные детали Волги Сайбер составляется акт, который поможет выявить причины дефекта
На неисправную деталь выявивший брак работник составляет акт с указанием конкретного дефекта, времени и места обнаружения.

А мы вместе с начальником участка Андреем Горупа осматриваем вторую ветвь конвейера. Крайслеровские моторы в упаковке по 6 штук приходят из Америки, как и АКПП. На двигатель устанавливают агрегаты и приводные ремни, навешивают систему охлаждения. Один радиатор сиротливо лежит на отдельном столе. Брак? Да, не одевается уплотнитель. Рядом – отложенный при испытании привод насоса ГУР. Выявленные детали с отклонениями изолируют на отдельном стеллаже – их будет исследовать комиссия по браку. При подтверждении несоответствия в дело вступают специалисты по работе с поставщиками: организуют расследование и замену.

Сборка двигателя, трансмиссии, подвески и выпускной системы Volga Siber
Двигатель, трансмиссия, подвеска и выпускная система Сайбера собираются и заправляется рабочими жидкостями на параллельном конвейере.

Сборка трансмиссии происходит на специальной платформе с металлическими подставками под все компоненты. Здесь устанавливается система выпуска, бензобак, элементы подвески. Системы заправляются рабочими жидкостями в автоматическом режиме с предварительным вакуумированием на установках американской фирмы Dominion. В двигатель Volga Siber заливается синтетическое моторное масло с формулой 5w30. Топливная система получит 10 литров 92-го, но команду «ключ на старт» выполнить не удастся – ещё нет ни самого ключа, ни замка зажигания. Аккумулятор ёмкостью 57А/ч тоже будет подключен позже.

Аккумулятор Волги Siber
Аккумуляторная батарея Volga Siber ёмкостью 57А/ч будет установлена в крыло.

И вот долгожданный момент: встреча кузова Volga Siber с подвеской и двигателем. Процедуру рождения новой машины на ГАЗе метко называют «свадьба». Платформа одного конвейера боком подползает под висящий кузов, тот почти бесшумно опускается на неё сверху, в дело вступают роботы – всё, дальше автомобиль будет следовать по заводу как единое целое. За исключением разве что дверей – их черёд подойдёт в конце линии.

Свадьба: кузов Волги Сайбер встречается с подвеской
Момент встречи обеих ветвей конвейера в цехе сборки и рождения нового Siber'а называют "свадьбой".

Сначала машина будет поставлена на ноги, точнее, на колёса. К конвейеру с участка подсбора их подают на подвесках в уже накачанном состоянии – давление в шинах 2,3 атм. На момент нашего визита Volga Siber комплектации Comfort обували в шины Barum последних поставок, дальше на все комплектации будет ставиться Continental. Пока эти покрышки в размере R16 ставятся только на Volga Siber Lux в компании с литыми колёсными дисками. Тем временем сборка салона тоже закончена, и наконец занимают свои законные места двери-путешественницы.

Установка дверей по окончании сборки Volga Siber
Двери Volga Siber возвращаются на свои места в конце линии сборки автомобиля.
Сначала готовая Волга Siber съезжает с конвейера своим ходом
Первые метры своим ходом и первый светофор для нового Сайбера.

Вот мы и в конце линии. Здесь готовый Siber, как результат эволюции в сборочном цехе, останавливается у своего первого светофора. Капот открыт для регулировки света фар. Параллельно устанавливают углы схождения и развала колёс. Можно ехать? Не можно, а нужно – и место за рулём занимает водитель-испытатель Дирекции по качеству ГАЗ.

Настройка света фар Волги Сайбер на стенде
Регулировка света фар на ГАЗе выполняется с помощью прибора, по-старинке головную оптику Volga Siber не настраивают.
Настройка развала-схождения колёс Volga Siber
Параллельно выполняется регулировка углов установки колёс Сайбера (сход-развал).

Первые метры своим ходом – Siber въезжает в камеру динамических испытаний и встаёт колёсами на свободно вращающиеся барабаны – похожие видел каждый, кто проходил проверку тормозной системы на пунктах государственного техосмотра. Здесь двигатель впервые прогреется до рабочей температуры, а трансмиссия будет проверена во всех режимах работы. Из-под земли вырастают металлические швеллеры. Меры предосторожности весьма нелишние, если заклинит барабан или колесо – машина совершит бодрый скачок. Поехали! Сначала задний ход, через полминуты – торможение, селектор АКПП в положение “D”. Обороты растут, автомобиль немного «плавает» из стороны в сторону на гладком зеркале барабана. Стрелка спидометра переваливает за 100 км/ч, в этом режим автомобиль «едет» пару минут, затем плавное торможение. «Шоссе» под колёсами останавливается и блокируется, защитные штыри исчезают под полом – путь вперёд открыт.

Двигатель и трансмиссия Волги Siber проверяется в камере динамических испытаний
В камере динамических испытаний Сайбер двигатель наконец прогревается до рабочей температуры, а коробка передач испытывается во всех режимах.
Во время проверки Волга Сайбер ограждается металлическими балками
Перед проверкой вокруг автомобиля поднимаются защитные швеллеры - ГАЗ следит за безопасностью на всех этапах производства.

Заезжаем на яму для осмотра днища. Инженер тщательно проверяет отсутствие потёков масла из коробки и двигателя, герметичность выпускной системы, тормозные и топливные трубки, инспектирует все соединения. Мы же делаем несколько кадров подвески Volga Siber, ещё не тронутой дорожными грязевыми коктейлями. Заодно замечаем, что картер двигателя Сайбера не прикрыт снизу даже скромным пластиковым пыльником. Директор производства Андрей Слепушкин заверяет, что скоро Siber будет комплектоваться простенькой защитой моторного отсека. Пока по желанию клиента металлическую защиту установит дилер.

Проверка Volga Siber на яме после динамических испытаний
После испытаний днище Сайбера осматривают на предмет потёков жидкостей.
Защиту двигателя на Волге Siber 2008 г. выпуска ГАЗ не устанавливал
На автомобилях выпуска начала декабря 2008 г. картер двигателя и АКПП не закрыты защитным кожухом.

Осматриваемся вокруг. Рядом небольшое помещение с прозрачными окнами, по виду – покрасочная мастерская. Андрей Слепушкин поясняет: действительно, здесь ликвидируют мелкие недостатки ЛКП, выявленные при движении Volga Siber по конвейеру, не являющиеся основанием для перекраски автомобиля. Рядом ямы и подъёмники – на них загоняют машины для устранения незначительных технических неисправностей. Сюда приходят подремонтироваться и тест-драйвовские Сайберы из Дирекции по продажам. В «нашем» авто всё оказалось в порядке, и мы идём вперёд встречать его у следующего поста. По пути как раз встречаем начальника отдела технического контроля Эдуарда Самылина. К сожалению, формат экскурсии не позволил подробнее узнать все нюансы организации проверки качества, однако мы и так достаточно убедились, что оно – краеугольный камень производства Volga Siber.

Волга Сайбер медленно въёзжает в камеру проверки герметичности
После динамических испытаний автомобиль направляется на проверку герметичности салона, которая займёт несколько минут.
Volga Siber с включенными фарами движется на испытание герметичности
Обычно машина проходит камеру с выключенным светом, но для нас фары включили - так процесс выглядит зрелищнее/

Пока же очередная проверка: огонь сварки давно позади, теперь – испытание водой. Проверка герметичности салона проводится на оборудовании немецкой компании Durr. Остановив Siber перед «бесконтактной мойкой», водитель покидает кресло, закрытое чехлом. Далее снова движемся на конвейере, в этот раз – напольном, в виде двух полозьев под колёсами авто. Оператор даёт команду, машина медленно вползает в ажурную трубу. В тот же момент из-под решётчатого пола взлетают десятки фонтанчиков. Быстро опадают, и вдруг поток бьёт уже со всех сторон. Струи под давлением в 2 атмосферы ударяются о кузов Сайбера и отлетают. Разбиваясь на мириады водяных пылинок, окутывают всё вокруг. Радуги, как в Петергофе, мы не увидели, но выглядит столь же зрелищно.

Манометр в камере испытания герметичности Волги Siber
Давление на манометре - примерно две атмосферы, этого достаточно для имитации сильного ливня.
Форсунки в камере направлены на Волгу Сайбер со всех сторон
Струи воды бьют по кузову Volga Siber со всех направлений, гарантируя надёжность испытаний.

Ливень прекращается так же внезапно, как и начался. Последние ручейки стекают с капота, и пока Siber осматривают и сушат, следующий специалист готовится к диагностике электрооборудования. Используется новейший испытательный прибор всё той же фирмы Durr. Экзамен пройден? Извольте получить очередную отметку в аттестат – сопроводительную документацию.

Мокрая Volga Siber выезжает из камеры после водных процедур
Автомобиль движется по камере и далее по напольному конвейеру без водителя, на полозьях.
Диагностика электрооборудования Волги Siber с помощью тестера DURR
Пока по окончании водных процедур машина высыхает, электрооборудование Volga Siber проверяют на диагностическом приборе фиры DURR.

Впереди всего несколько постов. Автомобиль, наконец получивший право называться Volga Siber, обретает знаки отличия. Андрей Слепушкин рассказывает – на крышке багажника и дверях нет линий и отверстий, по которым можно точно спозиционировать шильдики. Задача решается с помощью специального рамного манипулятора – он позволит укрепить регалии абсолютно ровно. Кстати, эта же технология применяется и на производстве BMW. Осталось лишь снять транспортировочную плёнку, и теперь соседи Сайбера по дороге его точно ни с кем не перепутают. Аналогичная методика используется для наклейки молдингов.

Комната аудита готового автомобиля Волга Сайбер (CSA room)
В этом помещении Siber проходит всестороннюю экспертную проверку по множеству параметров.

Медленно двигаясь вдоль конвейера, сзади слышим Siber, догоняющий нас. Оказывается, направляется в очередной бастион контроля качества – комнату аудита готового автомобиля.  Здесь происходит оценка потребительских качеств Volga Siber с точки зрения конечного покупателя. Руководитель лаборатории Валерий Козленков рассказывает, как это происходит. С выпуска произвольно берётся готовый автомобиль, и в лаборатории скрупулезно осматривается экспертами. Профессионалы своего дела, от таких помощников при покупке нового или подержанного автомобиля я бы не отказался. Держа в уме несколько сотен критериев, они придирчиво изучают машину внутри и снаружи, оценивая всё – интерьер, экстерьер, шумоизоляцию, даже запахи. Ничто не ускользает от намётанного глаза. Любой найденный изъян добавляет Сайберу определённое количество штрафных баллов в зависимости от важности недостатка. Так, дефекты, влияющие на безопасность, или запрещающие эксплуатацию автомобиля согласно ПДД, весят максимальные 50 баллов. Автомобиль, получивший их, с завода не выходит, а направляется на устранение неисправностей. Служба контроля качества при этом найдёт участок, на котором допущен брак, для выяснения причин и исправления ситуации. Есть и курьёзы – согласно российским Правилам, 50 баллов штрафа светят Volga Siber с неработающей форсункой омывателя ветрового стекла со стороны водителя. С пассажирской стороны этот дефект будет стоит всего 10 баллов. Ну а незаметная потёртость ЛКП добавит лишь 1 штрафной балл.

Начальник управления обеспечения качества автомобиля Volga Siber Валерий Козленков
Начальник управления обеспечения качества Валерий Козленков рассказывает, каким образом Сайбер проверяется в комнате аудита.

Столкнулись мы в лаборатории и с обезличенными государственными регистрационными знаками. Siber, который находился внутри, имел как раз такие номера. Выглядя, как обыкновенные, они не привязаны к конкретному автомобилю. ГАЗ использует их на своей территории, но они могут быть установлены и на машины для тест-драйва. В общем, мечта угонщика. Кстати, по вопросу сопротивления угону Siber нас огорчил – увы, сопротивляется вторжению в заводской комплектации лишь иммобилайзер. Значит, установка противоугонной системы обязательна.

Стенд с критериями аудита качества Волги Siber занимает половину стены
Перечень критериев оценки качества свежеизготовленного автомобиля едва умещается на огромном стенде, зато твёрдо усвоен экспертами.

Мы прошли всё производство Volga Siber от начала до конца за несколько часов. На конвейере находилось 70 автомобилей. Путь «от ворот до ворот» у каждого нового Сайбера занимает полторы смены. Суточный план выпуска в 50 автомобилей к концу экскурсии был выполнен более чем наполовину. Сомнений в том, что он будет реализован полностью, нет: технологическая линия рассчитана на 70 тыс. машин в месяц, и проверки показали, что предельной нагрузки на персонал и оборудование в таком режиме нет.

Суточный план производства Волги Сайбер в цехе сборки
Суточный план выпуска Volga Siber висит в конце конвейера, на выезде из цеха сборки.

Покидая цех через ворота, выпускающие готовые автомобили, идём под огромным плакатом с пожеланием Volga Siber доброго пути. Скептики скажут, что слоган на нём «Siber – прорыв в отечественном автомобилестроении!» чересчур пафосный. Моё же мнение: инвестиции ГАЗ в современные технологии и оборудование, обучение персонала, чётко отлаженная система контроля качества делают завод в Нижнем Новгороде лидером среди российских автопроизводителей и создают огромный задел на будущее. Volga Siber – первая ласточка: технологическая база позволяет создавать автомобили, способные на равных конкурировать с иномарками с Запада и Востока. Так как знать, вдруг уже в недалёком будущем российские водители увидят и другие современные машины с эмблемой ГАЗ – скажем, небольшие городские авто или внедорожники? Поживём-увидим.

Плакат с пожеланием Volga Siber счастливого пути
Весь путь автомобиля по заводу сопровождается плакатами, в конце каждый выезжающий из цеха Siber получает доброе напутствие от работников ГАЗ.
За стоянкой готовых автомобилей находится полигон для проверки Волги Siber
За стоянкой готовых машин находится полигон, где проверяются ходовые качества Сайбера и отсутствие скрипов в салоне.

Мероприятия наши на этом не закончились. Прощаясь с Директором по производству Siber Андреем Слепушкиным, благодарим его за огромное количество бесценной информации, полученной во время экскурсии. И замечаем припаркованный у заводского цеха Chrysler Sebring, стоящий прямо перед стоянкой с рядами Сайберов, готовых к отправке дилерам. Пару лет назад, когда проект Volga Siber стартовал, ГАЗ приобрёл несколько Крайслеров, распределив их в качестве служебных авто между сотрудниками завода. Данные об их эксплуатации помогли в дальнейшем внести доработки в конструкцию нового автомобиля ГАЗ, адаптировав его к отечественным реалиям. Ну а для нас этот Sebring – отличный шанс сравнить экстерьер и качество сборки. Кроме внешнего вида, разницы и правда нет. Какие-то зазоры чуть больше у Сайбера, между капотом и крыльями – у Себринга.

Сравнение Волги Сайбер с донором - Крайслер Себринг
Сравниваем Volga Siber с Chrysler Sebring вместе с директором по производству автомобиля Андреем Слепушкиным.
Стоянка автомобилей Volga Siber рядом с производственным цехом
Готовые машины ждут отправки дилерам ГАЗ во всех концах России. В добрый путь, Volga Siber!

Садимся в Siber. Сейчас нас провезут по дорожке для проверки подвески выпущенного автомобиля. Она оборудована напротив сборочного цеха в закрытом от непогоды и осадков ангаре. Внутри – 300 м «гребёнки» разного профиля с поворотами. Трасса имитирует всевозможные варианты неровностей, с которыми Volga Siber может столкнуться на дороге. Водитель-испытатель проверяет поведение Сайбера в различных режимах движения, то ускоряясь, то резко тормозя. При этом он обращает внимание на звуки в салоне – не скрипит ли пластик, нет ли стуков? Сиденья информируют нас о рельефе под колёсами весьма мягко, дискомфорта я не испытал. Возможно, это моя привычка к традиционно жёстким «японцам», а может – «виновата» как раз классическая американская настройка подвески, которую ГАЗ в Volga Siber практически не менял.

И вот заводская часть программы закончилась, и тот же Maxus везёт нас на тест-драйв. Но об этом в следующий раз.


Клуб siber-volga.ru выражает огромную признательность всем сотрудникам Группы ГАЗ, которые помогали в организации и проведении мероприятия, и благодарит:
 

  • пресс-секретаря «Группы ГАЗ» Олега Гамова;
  • специалиста по рекламе Анатолия Шпакова;
  • помощника руководителя Управления внутренней логистики Елену Колесникову;
  • директора по производству Volga Siber Андрея Слепушкина;
  • начальника цеха сварки Евгения Моисеева;
  • руководителя лаборатории измерения кузова Павла Слепцова;
  • начальника цеха сборки Алексея Николенко;
  • начальника участка сборки двигателя и трансмиссии Андрея Горупа;
  • начальника управления обеспечения качества Валерия Козленкова;
  • а также весь коллектив производства Volga Siber, которых наш визит отвлёк от работы.

 

Valid CSS!